Программа кружка по программированию на паскале. Программа кружка «Программирование и графика


Программа организована в виде набора тем, посвященных отдельным конструкциям изучаемого языка. В рамках каждой темы предполагается изучение теоретического материала (лекционные занятия), и лабораторная работа (практикум), выполняя которую, учащиеся закрепляют теоретические знания на практике. Также предусмотренная система учебных проектов (индивидуальный, коллективный, творческий). Система задач и заданий для самостоятельной работы учащихся, предложенных в учебном курсе, позволяет разнообразить занятия и повысить качество знаний старшеклассников по информатике. Кроме того, предложенный материал предполагает организацию учебного процесса в системе лекционно-семинарских занятий, что позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Рассмотрено

на заседании

МО физико-математического цикла

протокол № 1

от_________

Согласовано

с заместителем

директора по ВР

педсоветом

протокол № ___ от ___________

Утверждаю:

Директор

МБОУ СОШ № 76

Проценко С.И.

Рабочая программа

и календарно-тематическое планирование

кружка «Программист»

Учитель: Прилука Т.И.

Класс: 7-11

на 2013 – 2014 уч. год

п. Гигант

Введение.

Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, но и умение самостоятельно приобретать недостающие и применять их в жизни. Одним из основных источников информации в современном мире становится компьютер, умение работать с которым является, таким образом, важным условием развития человека и его успешности.

В школе изучение информатики переносится в более ранние классы, пересматривается содержание предмета, многие разделы расширяются, углубляются, появляются новые. Однако темпы развития информатизации общества обгоняют учебные планы, школьную программу. В основной школе на эти темы отводится недостаточно времени, нет возможности организовать индивидуальную работу.

Для учащихся, углубленно изучающих курс информатики, актуальным является овладение навыками алгоритмического мышления, знание различных языков программирования, умение их сравнивать, сопоставлять, анализировать. Кроме того, они должны уметь применять языки программирования для решения конкретных прикладных задач, выбирать оптимальные способы и программные средства для достижения поставленных целей.

Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т. д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формование которых - одна из основных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Изучая программирование, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Пояснительная записка

Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучая программирование, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Настоящая программа кружка содержит общую структуру занятий по изучению наиболее популярного и перспективного языка программирования - C++. Круг рассматриваемых в программе тем ограничен описанием структурных возможностей языка и представляет начальный этап обучения, который является принципиально важным для формирования культуры программирования.

Предложенная программа для целесообразно использования на занятиях в рамках элективного курса, при организации индивидуальной работы с учащимися, интересующимися программированием. Программа ориентирована на изучение основных, базовых конструкций C++ и обретение первичных навыков алгоритмизации и программирования. В силу своей специфики данный курс ни в коем случае не может претендовать на полноту изложения всех основ этого языка. В курсе изучения программы содержится описание лишь его основных структурных возможностей; вопросы объектно-ориентированной разработки/программирования и использования визуальных средств C++ Builder для создания оконных приложений Windows не затрагиваются.

Организация занятий в рамках программы кружка предполагает знание учащимися основ информатики в объеме базового уровня школьной программы, а также небольшой опыт работы с персональным компьютером в операционной системе Windows.

Программа ориентировано на использование учащимися программного пакета Borland C++ Builder 6.0 и в качестве введения содержит описание полного цикла создания консольного приложения с использованием этой системы. В то же время представленный в программе материал может быть легко адаптирован для использования вместе с другими компиляторами и системами разработки.

Программа организована в виде набора тем, посвященных отдельным конструкциям изучаемого языка. В рамках каждой темы предполагается изучение теоретического материала (лекционные занятия), и лабораторная работа (практикум), выполняя которую, учащиеся закрепляют теоретические знания на практике. Также предусмотренная система учебных проектов (индивидуальный, коллективный, творческий). Система задач и заданий для самостоятельной работы учащихся, предложенных в учебном курсе, позволяет разнообразить занятия и повысить качество знаний старшеклассников по информатике. Кроме того, предложенный материал предполагает организацию учебного процесса в системе лекционно-семинарских занятий, что позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

Кружок « Программист » будет проводиться по расписанию: вторник с 16.30 до - 18.00

Основные цели и задачи курса:

Цели:

  • реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
  • раскрыть основные возможности, приемы и методы работы с языком программирования;
  • развивать у учащихся информационную культуру;
  • создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
  • освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся создавать программы на языке программирования С++ использую основные алгоритмические структуры.
  • Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
  • Развитие мотивации к сбору информации.
  • Научить учащихся грамотному использованию Интернет-ресурсов.

Воспитательные:

  • Формирование потребности в саморазвитии.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Развитие культуры общения.

Развивающие :

  • Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • Развитие чувства прекрасного.

Задачи :

  • формирование практических навыков работы на компьютере;
  • формирование практических навыков работы в среде программирования;
  • формирование умения планировать свою деятельность.

Формы занятий:

  • лекция;
  • практическое занятие;
  • работа в парах;
  • работа малыми группами;
  • презентации;
  • работа с электронными карточками;
  • игра;
  • учебный проект.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические задания;
  • защита проекта.

Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

Календарно - тематическое планирование

№ темы

№ занятия

Название темы, занятия

Дата

Знакомство с учебным курсом.

Вводный инструктаж по ТБ.

3.09

Цели и задачи программы кружка. Основное содержание.

3.09

Введение в программирование.

Знакомство с языками программирования

10.09

Элементы языка. Программа, структура программы.

10.09

C++ Builder и консольные приложения

История возникновения языка программирования С++.

17.09

Создание консольного приложения в С++Builder.

17.09

Компиляция, компоновка и запуск программы.

24.09

Общая структура программы на языке C++. Использование библиотек.

24.09

Объявление и инициализация переменных. Стандартные типы данных

1.10

Операции ввода- вывода. Арифметические операции

Консольный ввод-вывод.

1.10

Консольный ввод-вывод. Практика.

8.10

Потоковый ввод-вывод.

8.10

Потоковый ввод-вывод. Практика.

15.10

Арифметические операции и математические функции

15.10

22.10

Работа над ИУП «Операции ввода- вывода. Арифметические операции»

22.10

Защита ИУП «Операции ввода- вывода. Арифметические операции»

29.10

Оператор условия if- eise

Назначение и синтаксис оператора условия if- else..

29.10

Сокращенные варианты записи.

5.11

Оператор условия if- else. Практика.

5.11

Вложенные операторы условия.

12.11

Вложенные операторы условия. Практика.

12.11

Составные логические выражения.

19.11

Составные логические выражения. Практика.

19.11

Типичные ошибки программирования.

26.11

Работа над КУП «Оператор условия if- else»

26.11

Защита КУП«Оператор условия if- else»

3.12

Оператор цикла for

Назначение и синтаксис оператора цикла for.

3.12

Сокращенные варианты записи.

10.12

10.12

Оператор цикла for. Практика.

17.12

Вложенные операторы цикла.

17.12

Вложенные операторы цикла. Практика.

24.12

Типичные ошибки программирования.

24.12

7.01

Работа над ИУП «Оператор цикла for»

7.01

Защита ИУП «Оператор цикла for»

14.01

Массивы I. Поэлементные операции

Понятие о массиве.

14.01

Одномерные (линейные) массивы.

21.01

Одномерные (линейные) массивы. Практика.

21.01

Многомерные массивы.

28.01

Многомерные массивы. Практика.

28.01

Типизированные константы.

4.02

Инициализация элементов массива.

4.02

Инициализация элементов массива. Практика.

11.02

Типичные ошибки программирования.

11.02

18.02

Работа над КУП «Массивы I. Поэлементные операции»

18.02

Защита КУП«Массивы I. Поэлементные операции»

25.02

Массивы II. Алгоритмы поиска и сортировки

Линейный поиск по условию.

25.02

Линейный поиск по условию. Практика.

4.03

Поиск максимального (минимального) элемента.

4.03

Поиск максимального (минимального) элемента. Практика.

11.03

Сортировка методом «прямого выбора».

11.03

Сортировка методом «прямого выбора». Практика.

18.03

Сортировка методом «пузырька».

18.03

Сортировка методом «пузырька». Практика.

25.03

Типичные ошибки программирования.

25.03

1.04

Работа над ИУП «Алгоритмы поиска и сортировки»

1.04

Защита ИУП «Алгоритмы поиска и сортировки»

8.04

Функции

Определение функции.

8.04

Вызов функции.

15.04

Вызов функции. Практика.

15.04

Формальные и фактические параметры.

22.04

Формальные и фактические параметры. Практика.

22.04

Прототипы функций

29.04

Прототипы функций. Практика.

29.04

Типичные ошибки программирования.

6.05

Работа над КУП «Функции»

6.05

Работа над КУП «Функции»

13.05

Защита КУП «Функции»

13.05

Итоговое обобщение.

Язык С++, краткий обзор.

20.05

Работа над ИТП «Язык С++»

20.05

Работа над ИТП «Язык С++»

27.05

Защита ИТП «Язык С++»

27.05

Тема I. C++Builder и консольные приложения

Программа, язык программирования. Создание консольного приложения в C++ Builder. Компиляция, компоновка и запуск программы. Общая структура программы на языке C++. Использование библиотек. Объявления и инициализация переменных. Стандартные типы данных

Учащиеся должны

знать :

Структуру программы;

Назначение и возможности системы программирования С++.

уметь :

Компилировать, компоновать и запускать программу.

Тема II. Операции ввода-вывода. Арифметические операции

Консольный ввод-вывод. Потоковый ввод-вывод. Арифметические операции и математические функции

Учащиеся должны

знать :

Правила организации консольного ввода-вывода;

Правила организации потокового ввода-вывода;

Правила применения арифметических операции в С++.

уметь :

Осуществлять консольный ввод-вывод;

Осуществлять потоковый ввод-вывод;

Использовать различные режимы ввода-вывода;

Применять различные варианты записи арифметических операций;

Удалять, перемещать и копировать элементы программы;

Управлять программой вручную;

Сохранять исходный файл программ на диске, считывать с диска.

Тема III. Оператор условия if-else

Назначение и синтаксис. Сокращенные варианты записи. Вложенные операторы условия. Составные логические выражения .

Учащиеся должны

знать :

Сущность оператора условия if-else;

Синтаксис оператора условия if-else;

Правила составления логических выражений.

уметь:

Применять оператора условия if-else в различных вариантах записи.

Тема IV. Оператор цикла for

Назначение и синтаксис. Сокращенные варианты записи. Вложенные операторы цикла.

Учащиеся должны

знать:

Сущность оператора цикла for;

Синтаксис оператора цикла for;

Правила записи и работы с вложенными циклами.

уметь:

Применять оператор цикла for;

Составлять вложенные циклические структуры.

Тема V. Массивы I. Поэлементные операции

Одномерные (линейные) массивы. Многомерные массивы. Типизированные константа. Инициализация элементов массива.

Учащиеся должны

знать:

Назначение типизированных констант;

Правила использования типизированных констант;

Правила организации работы одномерного массива.

уметь:

Производить инициализацию элементов одномерного массива.

Тема VI. Массивы II. Алгоритмы поиска и сортировки

Линейный поиск по условию. Поиск максимального (минимального) элемента. Сортировка методом «прямого выбора». Сортировка методом «пузырька»

Учащиеся должны

знать:

Сущность сортировки методом «прямого выбора»;

Сущность сортировки методом «пузырька»;

Правила линейного поиска по условию.

Учащиеся должны

уметь:

Осуществлять поиск минимального элемента;

Осуществлять поиск максимального элемента;

Осуществлять сортировку различными методами.

Тема VII. Функции

Определение функции. Вызов функции. Формальные и фактические параметры. Прототипы функций

Учащиеся должны

знать :

Назначение функции;

Правила вызова функции;

Назначение формальных параметров;

Назначение фактических параметров.

уметь :

Вызывать функции;

Применять формальные и фактические параметры;

Работать с прототипами функций.

Литература:

  1. Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
  2. Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
  3. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
  4. Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.
  6. Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.
  7. С.В.Феськов Информатика.10-11 классы. Программирование на языке С++(материалы к занятиям)/Волгоград:Учитель, 2009. – 133 с.
  8. http://ipg.h1.ru/lessons/cpp/les01.html
  9. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/ff380143.aspx
  10. Холзнер С. Visual C++ 6: учебный курс - СПб: Питер,2001. - 576 с. : ил.
  11. Тихомиров Ю. Visual C++ 6 - Спб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998. - 496 с. : ил.
  12. Дейтел Х., Дейтел П. Как программировать на С++: Пер. с англ. - М,: Издательство БИНОМ, 1998 - 1024 с.: ил.
  13. Шилдт, Герберт. Полный справочник по С, 4-е издание. : Пер. с англ. - М,: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 704 с. : ил. - Парал.т ит. англ.
  14. Шилдт, Герберт. Самоучитель С++, 3-е издание: пер. с англ. - СПб.: BVH - Санкт-Петербург, 1998.-688 с.
  15. Павловская Т.А. С/C++. Программирование на языке высокого уровня. / Т.А. Павловская. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.: ил.
  16. Культин Н.Б. C/C++ в задачах и примерах. - СПб.:БХВ-Петербург, 2001. - 288 с.: ил.
  17. Березин Б.И., Березин С.Б. Начальный курс С и С++. - М,: ДИАЛОГ_МИФИ, 1996. - 288 с.
  18. Подбельский В.В., Фомин С.С. Программирование на языке Си: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 600 с.: ил.
  19. Франка П. С++: учебный курс. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.: ил.
  20. Дэвис Стефан Р. С++ для "чайников", 4-е издание.: Перев. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2001. - 336 с.: ил.
  21. Джонс Р., Стюарт Я. Программируем на Си/Пер. с англ. и предисл. М.Л. Сальникова, Ю.В. Сальниковой. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1994. - 236 с.: ил.
  22. Скляров В.А. Программирование на языках Си и Си++: Практ. пособие. - М.: Высш. шк., 1996. -240 с.: ил.
  23. Пашенков В.В. Язык программирования Си. - М.: Центр НТТМ "Алгоритм", 1990. - 76 с.
  24. УинерР Р. Язык Турбо Си: Пер. с англ. -М.: Мир, 1991. - 384 с.: ил.
  25. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике.-М.: Финансы и статистика, 1991.-543 с.
  26. Киммел П. и др. Borland C++ 5: пер. с англ. - Санкт-Петербург, 1997.- 976 с., ил.


Ершова Светлана Викторовна
учитель информатики
I квалификационной категории
в СОШ №924
г.Москва
e-mail:

Программа кружка
«Программирование и графика»

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной жизни.

Известно, что любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Причина кроется в особенностях человеческой психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течении всей жизни образами и распознаются намного выше, чем при анализе информации, поступающей, например, по слуховому каналу. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рада неуклонно растет. Следовательно, требуются и средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно использовать эти средства.

Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.

Цели и задачи программы

Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения предпрофессиональной подготовки с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов современного дизайна.

    формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;

    формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;

    формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;

    формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;

    формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;

    формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Тематическое планирование:

Тема занятий

Кол-во часов

Программирование

Организационное занятие. Техника безопасности

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования

Программные библиотеки. Машинный код

Шестнадцатеричный код. Языки программирования

Языки компилируемые и интерпретируемые

Константы. Переменные. Данные. Оператор

Оператор присваивания. Арифметические операции

Строковые переменные. Операции со строками

Вывод результатов на экран или иное устройство вывода

Ввод данных. Логические выражения и операции

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

Практическая работа: Оператор альтернативы

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

Практическая работа: Общий оператор цикла

Массивы. Использование циклов в массивах

Правило вложенных операторов. Схемы

Представление программ в виде схем

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

Решение задач по программированию. Зачетное занятие

Графика

Элементы окна Adobe Photoshop CS. Отображение палитр. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра изображения

Изменение размеров изображения и его разрешение. Форматы сохранения изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр

Цветовые модели, используемые в Photoshop. Работа с цветовыми моделями. Подготовка изображения к печати

Работа с индексированными цветами

Изменение цветового разрешения с помощь индексированных цветов

Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение размеров изображения

Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений. Выбор цвета

Изменение пространственного расположения изображений

Коррекция изображений. Увеличение яркости и контраста изображений

Использование гистограмм для коррекции изображений

Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости

Коррекция цвета в изображении. Коррекция тонового диапазона изображений и цвета в изображении

Выделение областей. Рисование при помощи выделений. Изменение размера выделенной области. Практическая работа: «Создание изображений с помощью инструментов выделения»

Практическая работа: «Создание изображения Андреевского флага»

Установка начала отсчета линеек. Прозрачные участки изображения. Отмена нескольких действий. Изменение положения выделения. Практическая работа: «Создание изображения светофора. Создание изображения человеческого лица»

Размытие края выделенной области. Практическая работа: «Вставка изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием»

Дополнительные возможности инструментов выделения. Практическая работа: «Создание флагов Германии, Норвегии, Литвы»

Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и заливку в режиме наложения. Изменение цвета и фона изображения

Работа со слоями Основные действия. Переименование слоя. Выполнение действий. Фоновый слой. Инструменты рисования и заливки

Создание художественного текста с обводкой. Практическая работа: «Подготовить объявление о пропаже щенка»

Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение размеров холста

Практическая работа: «Подготовить изображение с текстом, внутри которого находится фотография»

Практическая работа: «Подготовить плакат из исходных изображений»

Трансформации. Выравнивание здания на фотографии

Практическая работа: «Создание изображения на поверхности» «Создание отражения в зеркалах»

Практическая работа: «Построение композиций из исходных изображений». Построить отражение в воде и поместить в рамку

Фильтры. Применение фильтров к изображениям. Практическая работа: «Создать неоновую вывеску для дискотеки»

Практическая работа: «Создать вывеску для продажи мороженого. Создать афишу для циркового представления»

Практическая работа: «Создать эффект зажженной лампы. Создать выпуклые буквы»

Практическая работа: «Расставить предметы в витрине магазина»

Каналы и маски. Практическая работа: «Создать изображение замерзшей реки с использованием маски»

Практическая работа: «Поместить новых посетителей на выставку цветов»

Практическая работа: «Создание неоновой вывески. Создание плаката для автогонок»

Практическая работа: «Откорректировать фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на фотографии»

Практическая работа: «Раскрасить черно-белую фотографию, используя режимы наложения пикселей»

Практическая работа: «Изменить цвета на фотографии. Превратить фотографию в акварель»

Действия и макрокоманды. Практическая работа: «Раскрасить домик»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд «состарить» фотографию»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд создать эффект дождя»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд добавить к фотографии тень и различные рамки»

Резерв времени

Кружок «Основы программирования»
Руководитель: учитель информатики

Давыдова Нталья Николаевна

Срок реализации программы - 2 года
Пояснительная записка

«Утверждается, что направленное и расширяющее воздействие информатики, микроэлектроники и компьютерной техники на образование, науку и технологическую культуру и коммуникации представляет собой одну из важнейших междисциплинных проблем и вызовов нашего времени...»

Из резолюции 25 сессии генеральной конференции Юнеско:

Новые информационные технологии становятся основной движущей силой развития.

«...Их правильное и неправильное применение серьезно отражается на конкурентности, хозяйстве, промышленности, на стоимости и качестве образования, обороноспособности, способности к нововведениям как в экономических, так и в социальных сферах».
Целью данного курса является изучение основ программирования, т.е. основы построения алгоритмов.

Задачи изучения:

Повышения заинтересованности учащихся к этой теме и достижения желаемого уровня усвоения материала по теме «Основы программирования»

Знакомство с методами структурного и объектно-ориентированного программирования как наиболее распространенными и эффективными методами разработки программных продуктов;

Обучение разработке алгоритмов на основе структурного и объектно-ориентированного подхода;

Закрепление навыков алгоритмизации и программирования на основе изучения языка программирования Бейсик, Visual Basic; (Gambas)

Знакомство с основными структурами данных и типовыми методами обработки этих структур

Программа курса "Основы программирования" предполагает значительного расширения тематики изучаемого материала по сравнению с общеобразовательной школой, повышение уровня образования за счет изучение основных принципов программирования, большего, по сравнению с общеобразовательной школой количества языков программирования и практического использования полученных знаний для углубления базового школьного образования.

Реализация программы позволяет подготовить квалифицированного пользователя ПЭВМ, и обеспечивает социальную адаптацию учащихся, не имеющих возможности освоить современные компьютерные технологии в рамках образовательного процесса в школе.

Курс "Основы программирования" рассчитан на 144 часа на каждый язык программирования обучения и предполагает с возможностями использования персональных ЭВМ для решения практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне программиста.

В рамках курса предполагается освоение и развитие навыков программиста в наиболее используемых в настоящее время средах программирования, создание web-страниц, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих учет в различных прикладных, практических сферах деятельности человека.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами и возможностями ПЭВМ по решению прикладных задач, использованием ПЭВМ для анализа ситуаций в школе, в сфере производства, бухгалтерскими операциями на ПЭВМ, компьютерным делопроизводством.

Объединение с постоянно-переменным составом слушателей. К изучению курса привлекаются преимущественно учащиеся 6-11 классов. Занятия проводятся по два часа раз в неделю.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса и практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются тестовыми компьютерными заданиями. Участие в интеллектуальном марафоне ЦИТ.

По окончании обучения по данной образовательной программе, учащиеся должны уметь создавать простейшие программы. Поэтому для оценки достижения обязательной подготовки целесообразно использовать дихотомическую (двоичную, альтернативную) шкалу типа зачет или незачет и т.п. Анализ детских работ, определяющий творческий рост школьника. Педагогическое наблюдение при текущем контроле. Анализ мотива ухода и прихода учащегося в кружок. Способы фиксирования и обобщения детских практических достижений (участие в конкурсах фиксируется в журнале).

Подводятся итоги на лучшую работу, по каждой теме. Участие во всевозможных конкурсах (районных, областных и международных).

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Указанная цель и поставленные вышеизложенные задачи могут быть выполнены при продолжительности обучения 2 года (72 часа в год при 2-х часах занятий) При желании учащиеся могут изучать один из языков программирования или несколько продолжив обучение после 2 летнего курса.
Технические средства обучения (минимальные)

1. Компьютерный класс с компьютерами класса не ниже Реntium

3. Программное обеспечение:

Операционная система Windows (версия 95 или выше) или Linux;

Трансляторы языков программирования

Интернет-браузеры;

Пакет для создания презентаций;

Введение. Техника безопасности. Роль ЭВМ в современном обществе Языки высокого уровня
Алгоритм (6 часов)

("сверху, вниз" и "снизу вверх"}. Основы структурного программирования. Практикум по записи алгоритма в виде блок схем, словесноформулировочным, видно, схемой.


Интерпретаторы и компиляторы, интерфейс (4 часа)
Оболочка Бейсика, запуск, ввод текста программы, выполнение, открытие и сохранение файла (2 часа)

Среда программирования Q_ВАSIС. Конструкция программы Оболочка транслятора Функциональные клавиши Текстовый редактор Основные приемы работы в среде Алфавит языка, арифметика, понятие переменной,

оператор присваивания (4 часов)

Язык программирования Q_ВАSIС: алфавит языка, запись арифметических операций, встроенные математические функции.

Оператор вывода PRINT: назначение, функции, особенности.

Типы, операции и выражения: простые и структурированные типы, представление в памяти данных основных типов

Операции над данными основных типов Строки, Совместимость и преобразование типов
Ввод и вывод данных (8 часов)

Структура оператора, диалог. Обращение к файлу. Ввод данных из файла.

Линейный алгоритм (4 часов)

Линейная программа. Операторы ТАВ, LОСАТЕ. Линейный алгоритм. Пошаговое выполнение программ, работа с файлами в интегрированной среде. Разбор примеров программ, иллюстрирующих линейный алгоритм. Вспомогательный алгоритм Понятие процедуры и функции. Локализация имен. Структура подпрограммы Процедурные типы. Разбор примеров программ

Операторы условного и безусловного переходов (12 часов)

Оператор ветвления IF...ТНЕN: назначение, структура, запись простых и сложных условий, вложенные ветвления. Сложные (составные) условия Оператор выбора SELEСТ САSЕ: назначение, структура, запись условий.

Операторы цикла (16 часов)

Циклический оператор FOR. Разбор примеров программ

Циклических} оператор с предусловием. Разбор примеров программ

Циклических} оператор с постусловием Разбор примеров программ

Библиотека алгоритмов. Алгоритм Евклида Алгоритмы нахождения чисел с заданными

свойствами на целочисленном отрезке: простые, совершенные, палиндромы, пифагоровы

тройки.


Записи и файлы (12 часов)

Запись. Понятие новой сложной переменной и обращение к ней.

Запись, как структурированный тип данных. Описание записей. Оператор присоединения.Массивы записей. Программирование алгоритмов с использованием записей. Типизированные константы: константы-записи Файлы и записи

Доступ к файлам, процедуры и функции для работы с файлами, текстовые файлы, типизированные файлы, нетипизированные файлы. Процедуры и функции работы с текстовыми файлами Прямой и последовательный доступ к записям файла. Файлы: бинарные

Разбор примеров программ, иллюстрирующих основные вопросы языка: структура программы, типы данных, описания, операции, управляющие конструкции, записи, файлы.

Графика. Основные операторы (12 часов)

Вычерчивание геометрических фигур: операторы вычерчивания фигур: линия, прямоугольник, эллипс, окружность, дуга, точка, запоминание и воспроизведение изображения.

Управление цветом экрана и толщиной линий: цветная палитра; стили линий; закраска. Построение рекурсивных фигур.

Построение графиков функций: вычерчивание осей; формирование функции; построение точек графика.

Движение объектов на экране: идея анимации; движение символа; движение фигуры, управление движением объекта, клавиши управления; расширенный код (скэн-код).

Управление символьным курсором: роль курсора; программа(демонстрационная) о размере курсора. Задачи на движение и изображение фигур и графиков

Создание рисунков (12 часов)

Метод координат. Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел. Декартова прямоугольная система координат. Координатная плоскость. 1-я координатная четверть.

Операторы машинной графики. Оператор DROW. Команды В, М, II, В, Ь, К, Е, Н, О, Р, 8, С и N. Команды абсолютного и относительного движения. Повороты. Оператор РАINТ.

Массивы. (14 часов)

Понятие массива, инициализация массивов при описании способ заполнения, обращение к элементам массива. Константы-массивы Разбор примеров программ Индексирование многомерных массивов, способ заполнения, обращение к элементам массива. Разбор примеров программ

Линейная сортировка. Сортировка пузырьком Разбор примеров программ

Поиск - линейный и бинарный Разбор примеров программ

Обмен и исключение элементов из массива. Разбор примеров программ

Строковые величины (14 часов)

Строки, основные операции со строками. Моделирование процессов обработки текстовой информации - поиск, удаление, преобразование, замена. Разбор примеров программ

Программная документация (8 часа)

Правила оформления исходных текстов программы. Оформления отчета по работе. Подготовка и печать отчета. Защита отчета по контрольной практической работе.

Творческий проект(6 часов)

Организация многомодульных программ: Заголовочные файлы. Пример многомодульной программы. Файл проекта. Компиляция и -компоновка. Использование библиотек (на примере использования библиотеки для обработки изображений).

Что необходимо для работы с Visual Basic , установка и запуск программы. Чему мы научимся.

Алгоритм (6 часов)

Понятие алгоритма. Способы представления и разработки алгоритмов. Структурирование, блок-схемы алгоритмов и их построение Этапы разработки программ. Методы проектирования программ ("сверху вниз" и "снизу вверх"). Основы структурного программирования. Практикум по записи алгоритма в виде блок схем, словесно-формульный, видно, схемой.

Интерпретаторы и компиляторы, интерфейс (2 часа)

Языки высокого уровня. Интерпретаторы и компиляторы. Понятие о структурном и модульном методах проектирования программ История языка

Среда программирования Visual Basic (5 часа).

ГОЕ - интегрированная среда разработки. Панель инструментов, главное меню, элементы управления, компоненты пользования. Понятие проекта. Окно проекта, окно свойств. Работа с несколькими проектами

Справочная система(2 часа).

Справочная система, Понятие меню. Использование меню.

Работа с формами(5 часа)

Конструктор форм, Окно просмотра объектов. Создание простой программы, создание формы, реагирующей на события. Основные свойства формы. Работа с многодокументными формами.

Выбор и использование управляющих элементов (18 часа).

Управляющие элементы. Кнопки. Текстовые поля. Надписи. Переключатели. Флажки. Рамки. Списки. Комбинированные поля. Рисунки. Графические поля. Таймеры. Полоса прокрутки Списки дисков. Списки файлов. Добавление других элементов на панель. Интерфейс в стиле windows. Дерево. Табличные списки. Списки изображений. Строка состояния.

Работа с модулями и классами (5 часов)

Модули и классы. Создание программной библиотеки. Процедуры, Функции. Передача параметров функциям и подпрограммам. Работа с модулями.

Создание и использование меню и панелей инструментов(4 часа)

Назначение. Создание и использование меню. Работа с редактором меню. Проектирование структуры меню. Создание панелей инструментов. Использование нестандартных элементов в панелях инструментов. Изображение и списки изображений. Усовершенствование панелей.

Тины данных (5 часов)

Типы переменных. Переменные. Массивы. Константы. Управляющие массивы, одномерный массив, массивы более чем одной размерностью. Поиск и сортировка, перечисления.

Логика и последовательность (4 часа)

Как думает компьютер. Логические операторы. Сравнения. Принятие решений в программе. Выполнение повторяющихся действий

Управляющие конструкции (5 часов)

Циклический оператор Гог Циклический оператор с предусловием. Циклический оператор с постусловием Библиотека алгоритмов. Создание тестовых заданий и игр.

Запись и чтение данных (8 часов)

Работа с файлами. Последовательный доступ. Произвольный доступ. Двоичный доступ. Элементы для работы с базами данных. Анатомия базы данных. Создание баз данных.

Печать (2 часа)

Вывод данных на печать. Окно непосредственных вычислений. Работа с отчетами в приложениях. Печать исходных текстов программы

Диалоговые окна (4 часа)

Стандартные диалоговые окна. Создание пользовательских диалоговых окон. Создание класса диалогового окна. Использование диалогового окна.

Работа с мышью (5 часов)

Обработка событий мыши, операции перетаскивание, перетаскивание.

Отладка приложений (4 часа)

Документирование программы. Отладочные средства УВ Создание текстовых утилит

Создание и использование справочныxфайлов (5 часов)

Использование справочных файлов в приложениях. Создание справочных файлов. Проектирование и создание файла содержания. Создание файла проекта. Подключение справочных файлов к приложениям. Преобразование справочного файла в формат НТМL

Объектно-ориентированное программирование (4 часа)

Общие сведения об ООП. Наследование, инкапсуляция и полиморфизм Многократное использование кода. Пример создания и использования класса. Работа с окном просмотра объектов. Компиляция проекта. Вкладка Маке. Настройка параметров компиляции. Распространение приложений

Расширение(2 часа)

Программирование для Интернета на VВ (21 часов)

Использование элемента. Разработка приложений. Проектирование документов

Использование НТМL

Использование ВLХ (8 часов)

Библиотеки динамической компоновки Правила вызова Программа АРI Использование функций АР1 в приложениях Создание класса Работа с системной панелью.

Проекты (6 часов)

Организация многомодульных программ: Заголовочные файлы. Классы памяти, прототипирование. Пример многомодульной программы. Файл проекта. Компиляция и компоновка. Использование библиотек (на примере использования библиотеки для обработки изображений).

Программная документация (4 часов)

Правила оформления исходных текстов программы. Оформления отчета по работе. Подготовка и печать отчета. Защита отчета по контрольной практической работе.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.

Учащиеся должны понимать:

Значение информационных процессов в жизни общества;

Сущность основных алгоритмических конструкций (процедуры, функции, циклы, ветвления, рекурсия) и смысл их использования;

Принципы, лежащие в основе математических методов решения задач, преимущества, недостатки и границы применимости различных методов;

» назначение и сферу применения различных видов программного обеспечения.

Учащиеся должны знать:

Правила техники безопасности при работе на компьютерах, средства и методы защиты глаз от излучения;

Названия, назначение и наиболее важные характеристики основных устройств компьютеров;

« последовательность решения задач с помощью компьютеров;

Область применимости различных информационных технологий;

Как начать работу с Турбо Паскалем

Справочная система, использование меню

Структуру программ, функциональные клавиши средства редактирования ТигЬо Разса!, основные приемы работы в среде

Суть компиляции и компоновки (линковки)

« алгоритмические конструкции языка программирования Паскаль,

Типы данных и их представление в памяти компьютера, операции над данными основных типов

Концепцию структурно-модульного программирования в Паскале и ее реализацию

Как происходит передача параметров в функции

Функции - даты и времени, работы с числами, финансовые

Панель инструментов, элементы управления, компоненты пользования » как описываются и представляются в памяти массивы и строки;

Как описываются указатели и как они связаны с массивами;

Строковые функции

Различие между текстовыми и бинарными файлами, особенности организации текстовых файлов;

Команды, элементы управления, файлы прямого и последовательного доступа, бинарные файлы

Стандартные операции ввода/вывода

Основные понятия технологии объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм).

» назначение заголовочных файлов

в назначение и способы организации файлов проекта.

Учащиеся должны уметь:

Использовать все доступные источники (интерактивные компьютерные справочные системы, книги, справочники, технические описания) для самостоятельного решения задач с помощью компьютеров;

Составлять алгоритмы в словесной форме для решения разнообразных задач;

Применять метод пошаговой детализации при составлении алгоритмов

переводить алгоритмы на язык программирования;

составлять алгоритмы и программы для новых методов решения задач;

работать с различными структурами данных (массив, запись, файл, множество,

объект);


работать с редакторами текстовой и графической информации;

решить поставленную задачу, реализовывать алгоритмические конструкции на

языке программирования Паскаль,

составлять игровые, обучающие, контролирующие программы

Рабочая образовательная программа для кружков и внеурочной деятельности по информатике и программированию Основы программирования и компьютерного моделирования Задача данной образовательной программы познакомить учащихся с основами и компьютерным моделированием. Язык Си++ выбран за основу изучения так, как его синтаксис используется при , является базисом для многих других современных языков программирования В разделе рассмотрены основные методы и модели: приближенное решение уравнений, регрессии, метод наименьших квадратов, численное решение дифференциальных уравнений, клеточные автоматы, генетические алгоритмы, линейное программирование. В программе предусмотрена тема, посвященная созданию дружественного графического интерфейса GUI. В ходе освоения данной программы учащиеся реализуют мини проекты, закрепляя полученные знания самостоятельной практической работой. Мини проекты могут быть использованы в качестве основы для проектной деятельности для участия в научных конференциях учащихся. Для освоения данной образовательной программы по программированию и компьютерному моделированию необходимо углубленное изучение определённых разделов математики, физики и прочих предметов. Необходимые знания указаны в столбце “Необходимые знания”.Занятие в группах не более 10 человек. Оптимально 6-8 человек. Занятия проводятся в компьютерном классе.

Название темы

Кол-во часов

Теоретическиезнания

Практическиезадания

Необходимые математические и прочие знания

Линейные алгоритмы Переменные.

Знакомство с структурой программы на Cи . Переменные , типы данных. Вод данных и вывод на экран. Задание случайных величин.

Задачи.

1.Решение квадратного уравнения

Знакомство с логическимивыражениями. Операторами if и case .

Знакомство с циклами for , while , Вложенные циклы.

Задачи

1 Вложенный цикл. Расчет площади круга.

Знакомство с одномерными и многомерными массивами. Основные операции ввода вывода массивов. Сортировка поиск наименьшего и наибольших значений, операции с массивами.

Задачи

3.Переводдесятичного массива в бинарный и наоборот.

4.Обмен элементами между массивами (одного элемента, куска массива)

Мини проекты

7.Реализовать игруLife .

9.Моделирование поведения толпы с помощью теории клеточных автоматов

Понятие матрицы. Понятие суммы. Суммирование по нескольким индексам.

Определениесобственныхфункций и процедур. Понятие локальных переменных. Основы процедурного программирования.

Задачи

1.Передача в функцию массива. И расчет значения функции по элементам массива

Основные операторы для графики.Простейшаяанимация.

2.Построение графиков функций.

Мини проекты

3.Рисованиепо заданным параметрам различных фигур.

4 Рисование трехмерных фигур и точек на них по заданным координатам

Свойства трехмерных фигур. Координаты точек в пространстве. Уравнение прямой в пространстве и плоскости. Понятие вектора.

Функции записи и считывания данных с текстового файла.

Задачи

1.Запись и считывание с файла числового массива

Мини проекты

2.Записать показания данных с датчиков микроконтроллера, обработать их вывести статистику.

Основы среды программирование микроконтроллеров. Считывание данных с датчиков.

Знакомство с основами компьютерного моделирования. Основные компьютерные модели. Метод половинного деления. Линеаризация задач. Метод наименьших квадратов.

Задачи

1 Численное решение уравнений. Метод половинного деления

Мини проекты

2Аппроксимация. Регрессия. Метод наименьших квадратов.

3.Моделирование физических процессов.Моделирование движения в вязкой среде.

4.Моделирование физических процессов. (Тяготение, электрические, магнитные поля)

Знакомство со средой программирования микроконтроллеров Arduino .

Считывание данных с датчиков управление сервоприводами и моторами.

Мини проекты

1. Управление манипуляторами

4. Запись данных с датчиковв файлы и обработка статистики передача в Интернет

5. Обмен данными между микроконтроллерами на расстоянии. Дистанционное управление роботами.

Понятия тока, напряжения, закона Ома

Составил рабочую образовательную программу Пашнин Андрей Александрович

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с.Яковлевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области».

Рабочая программа
внеурочной деятельности в 9-11 классах.

Кружок « Основы программирования
на языке Паскаль
»

Руководитель: Дамаев Р.Х., учитель информатики.

2016-17 уч.год

Пояснительная записка.

Изучение темы алгоритмизации и основ программирования в курсе информатики является одним из самых сложных я в рамках предмета. Учитывая относительно небольшой объём учебного времени, выделяемый на этот блок, а также то, что для большинства учащихся самостоятельное изучение принципов алгоритмизации и программирования по учебникам и учебным пособиям затруднительно, перед учителем информатики встаёт проблема разработки таких способов и методик, которые помогут детям глубже понять суть алгоритмизации, научиться программировать на одном или нескольких языках, возможно, помочь определиться старшеклассникам в профессиональном плане.

Для решения этих задач может быть организован кружок «Основы программирования на языке Паскаль» для учащихся 9-11 классов. Почему именно Паскаль!?

Язык Паскаль был разработан в 1970 г. Никлаусом Виртом как язык, обеспечивающий строгую типизацию и интуитивно понятный синтаксис. Он был назван в честь французского математика, физика и философа Блеза Паскаля.

Одной из целей создания языка Паскаль Никлаус Вирт считал обучение студентов структурному программированию. До сих пор Паскаль заслуженно считается одним из лучших языков для начального обучения программированию. Его современные модификации, такие как Object Pascal, широко используются в промышленном программировании (среда Delphi). Наиболее популярным решением для персональных компьютеров в 80-е - начале 90 годов стал компилятор и интегрированная среда разработки Turbo Pascal фирмы Borland. Встроенный компилятор обеспечивал высокую скорость компиляции и высокое качество кода (отсюда приставка Turbo). Среда Turbo Pascal обеспечивала также отладку кода, содержала богатый набор примеров. Все эти качества позволили Turbo Pascal стать стандартом Паскаля де-факто. Наиболее известной свободной реализаций языка Паскаль является Free Pascal. Помимо открытости исходного кода, его основным преимуществом является мультиплатформенность, а также поддержка различных диалектов Паскаля. На основе FreePascal создана свободная мультиплатформенная среда Lazarus, аналогичная среде Delphi. Однако, бедный и не меняющийся десятилетиями консольный интерфейс интегрированной среды Free Pascal, мало совместимый с современными интерфейсами рабочих столов операционных систем, всё более отталкивает обучаемых, неправильно формируя у них представление, что Паскаль - устаревший язык. С другой стороны, среда Delphi по мере развития становилась все более громоздкой и малопригодной для обучения программированию. Кроме того, отсутствует бесплатная версия Delphi даже для академического использования. Данные факторы привели к практически полному исчезновению Delphi из сферы образования, а для среды Lazarus, несмотря на ее бесплатность, такие случаи единичны.

Наконец, появление платформ Java и.NET, включающих мощный язык программирования и мощные стандартные библиотеки ослабило позиции языка Delphi. Для обучения программированию стали чаще использоваться такие языки как Java, C, C++, C#, Visual Basic, Python, Haskell.

Одним из ярких событий, связанных с развитием языка Паскаль, стало появление языка и компилятора Oxygene фирмы RemObjects, который создатели заслуженно назвали современным Паскалем 21 века. Oxygene может генерировать код под различные платформы, в том числе под платформы.NET и Java. Основным его недостатком является отсутствие бесплатного компилятора и среды для образовательных целей. Кроме того, Oxygene достаточно сильно отличается от канонического языка Паскаль (методы классов вместо процедур и функций), что отражает его сугубо профессиональную направленность.

Язык и система программирования PascalABC.NET призваны изменить сложившуюся ситуацию и вернуть языку Паскаль былую привлекательность как для обучения, так и для профессионального программирования, помножив ее на мощь платформы.NET. Конечно, в рамках данной программы используются далеко не все возможности системы PascalABC.NET, но этого и не требуется для достижения целей, которые перед ней поставлены.

Изучение Паскаля предлагается начать сразу с конкретных примеров. Шаг за шагом ученики пройдут все стадии программирования и ощутят уверенность в себе и поймут: «Если я смог написать одну программу, значит смогу и вторую!»

«Пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием алгоритмического стиля мышления учащихся.

Кибернетический аспект, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении, закономерностей информационных процессов.

В основе программы кружка осуществляется интегрированный подход к изучению тем, что позволяет учащимся глубже овладеть необходимыми знаниями. Интегрирование ведётся по трём направлениям: математика, физика и информатика.

Основная задача кружка - развитие алгорит-мического стиля мышления. Учащиеся должны получить представление об од-ном из языков программирования, научиться исполь-зовать этот язык для записи алгоритмов решения про-стых задач на 1-м уровне и достаточно сложных на 2-м уровне.

Актуальность программы.

В наше время важно, чтобы человек не только умел работать за компьютером, но и понимал, как устроены программы, с помощью которых он работает на нём. Кружок должен стать стартовой базой для изучения языка объектно-ориентированного программирования. Занятия помогут учащимся глубже изучить один из языков программирования (в нашем случае, Паскаль) и приобрести необходимые навыки в составлении программ. Для учащихся, которые имеют склонность быстрее осваивать основные принципы программирования, можно давать индивидуальные задания олимпиадного характера.

В профориентационных целях занятия кружка помогут учащимся в выборе дальнейшей профессии.

По результатам ЕГЭ информатика именно в области программирования считается наиболее трудным разделом, и кружок также может послужить ещё одним вариантом подготовки к этой форме проверки знаний учащихся.

Требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились, поэтому целью кружка также является оказание помощи в изучении основ программирования и подготовке учащихся к поступлению и успешному обучению в ВУЗах технической направленности.

Цели программы.

Закрепить у учащихся понятия алгоритма, свойства алгоритмов, способы записей алгоритмов, основных алгоритмических структур (линейной, ветвления, цикла), вспомогательных алгоритмов.

Обратить особое внимание на алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы), процедуры и функции.

Дать учащимся представление о решении сложных задач программирования, о применении программирования на практике.

Данная программа разработана с целью привлечения учащихся к самостоятельному и осмысленному составлению законченных программ на языке Pascal, привития основных навыков алгоритмической и программистской грамотности: ясного и понятного стиля, надёжности решений, экономии вычислений, организации переборов и т.д.

Задачи программы.

  • Обучающие

Расширить знания учащихся по алгоритмизации и программированию.

Привить учащимся навыки решения простых задач по программированию.

Научить решать сложные задачи методом деления на подзадачи.

  • Развивающие

Программа рассчитана на развитие познавательных способностей учащихся, углубление интереса к программированию, привитие алгоритмического стиля мышления. Программа рассчитана также на подготовку некоторых учащихся к олимпиадам по программированию.

  • Воспитательные

Программа кружка рассчитана на воспитание у учащихся чувства ответственности, анализа ситуации и поиска мер по её разрешению. Составление алгоритмов и программ позволяет ученику оценивать задачу и заняться поиском вариантов её решения, что позволит ему и в других жизненных ситуациях сделать то же самое. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей, взаимовыручке, умению выработать единый подход к решению задачи.

Условия достижения поставленных целей и задач.

Для достижения поставленных задач занятия кружка проводятся в формате «от простого к сложному». Учащиеся вспоминают свои знания по основам алгоритмизации и программирования и на их основе, углубляя их, учатся составлять простые и сложные программы.

При разработке программы учитывался возраст учащихся, используется сочетание теоретического материала с практическими занятиями на компьютере.

Для практической работы на каждом компьютере установлена среда PascalABC.NET, где учащиеся могут реализовать свои программы, посмотреть результат их выполнения, делать коррекцию.

Образовательные результаты:

Учащиеся должны знать:

Что такое алгоритм, свойства, типы алгоритмов, способы записи алгоритмов;

Основные типы данных и операторы (процедуры);

Назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения простых и сложных алгоритмов; - - метод последовательной детализации и метод обратного сбора блоков.

Учащиеся должны уметь:

Строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем, уметь переводить проблемы из реальной действительности в адекватную оптимальную модель (информационную, физическую, математическую), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, правильно интерпретировать полученные результаты;

Организовать поиск информации, необходимой для решения задачи;

Применять линейные, ветвящиеся и циклические конструкции языка Паскаль;

Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

Уметь решать задачи разного уровня по программированию;

Компилировать, редактировать, пользоваться справкой в среде программирования PascalABC.NET.

Организация деятельности учащихся.

формы :

в группах

индивидуальные

индивидуально-групповые.

режим занятий:

    общее количество часов в год - 35;

    периодичность занятий - 1 раз в неделю.

    количество часов и занятий в неделю - 1.

Формы занятий:

    1. Семинарские занятия

      Практические занятия

Формы контроля:

Текущий контроль - по результатам выполнения текущих практических работ.

Итоговый контроль - по результатам реализации программ, созданных учащимися самостоятельно.

1. Введение. Знакомство с языком Паскаль. Структура программы. Окно программы PascalABC.NET. Познакомить учащихся с историей языка Паскаль, его алфавитом, структурой программы. Рассмотреть окно среды программирования PascalABC.NET, интерфейс, меню, как пользоваться справкой, показать пример программы, ввод и вывод значений переменных.

Рассмотреть вопросы техники безопасности и здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером.

2. Операторы ввода-вывода. Запись программы. Структура программы, блоки.

Познакомить учащихся с переменными величинами и их типами, рассмотреть операторы ввода-вывода и присваивания. Работа с готовой программой.

3. Составление первой программы (самостоятельно). Линейные алгоритмы и программы. Отладка.

Математические функции на Паскале: abc(x), sqr(x), sqrt(x), mod, div. Программы с их использованием.

4.Алгоритмы с ветвлением. Решение задачи на вычисление значений многочлена.

Познакомить учащихся с алгоритмами ветвления и рассмотреть задачи полного и неполного ветвления.

5. Циклические алгоритмы и программы.

Ввести представление о циклических алгоритмах. Рассмотреть их виды.

6. Массивы. Обработка массива. Задание массива.

Ввести учащимся определение массива. Представить способы задания массива и вывода его членов на экран.

7. Программы на ввод и обработку элементов массива.

Закрепить с учащимися понятие массива. Рассмотреть основные задачи на массивы.

Двумерные массивы.

Дать учащимся представление о двумерных массивах. Рассмотреть их заполнение и вывод на экран.

8. Строковые данные. Особенности работы со строковыми данными. Строковые массивы.

9. Библиотечные модули. Стандартные модули. Набор стандартных модулей: system, crt, graph, dos, printer.

Способы подключения модулей, и работа с ними.

10. Текстовые файлы. Ввод и вывод с использованием текстовых файлов.

11. Решение сложных задач

В этом разделе можно использовать решение задач из раздела 2 ЕГЭ, а также олимпиадные задачи.

12. Итоговое занятие

В качестве итогового занятия можно использовать проведение небольшой олимпиады по программированию или решение заданий из Раздела 2 одного из вариантов ЕГЭ.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Инструктаж по технике безопасности. Среда PascalABC.NET. Элементы интерфейса. Использование справки. Структура программы.

Операторы ввода-вывода. Запись программы. Первая программа в PascalABC.NET. Линейные алгоритмы и программы.

Синтаксис языка. Исполнение программы. Отладка. Сообщения об ошибках. Типичные ошибки.

Данные. Типы данных. Блок описания переменных. Описание констант.

Арифметические выражения. Формат результата вычислений. Примеры программ на вычисления.

Оператор присваивания. Выполнение оператора. Операторы ввода и вывода. Вывод текстовых сообщений. Комментарии в программе.

Пошаговое выполнение программы.

Данные логического типа. Запись условий. Составные условия и их запись.

Алгоритмы с ветвлением. Организация ветвлений в PascalABC.NET. Условный оператор. Полное и неполное ветвление.

Вложенные ветвления.

Проверочная работа

Циклические алгоритмы. Цикл с параметром (for).

Цикл с предусловием (while)

Цикл с постусловием (repeit)

Одномерные массивы. Описание массива, основные типы задач с массивами (поиск, замена, сортировка, суммирование)

Двумерные массивы. Описание массива.

Вложенные циклы.

Строковые данные. Функции для работы со строковыми данными. Строковые массивы.

Проверочная работа

Процедуры и функции. Общие сведения.

Библиотечные модули. Стандартные модули. Подключение. Примеры.

Понятие файла. Чтение и запись файла. Текстовые файлы. Файловый ввод-вывод.

Решение олимпиадных задач и задач из Раздела 2 ЕГЭ.

Итоговый проект (решение задачи на выбор учащегося)

Техническое и программное обеспечение:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, среда PascalABC.NET (рабочее место преподавателя).

Компьютер, среда PascalABC.NET (рабочее место учащегося).

Литература и Интернет-ресурсы:

Ушаков Д.М., Юркова Т.А. - Паскаль для школьников. -СПб.: Питер, 2006г. - 256с.:

Шпак Ю.А. - Turbo Pascal просто как 2х2. - Эксмо, 2008. - 400с.:

Чернов А.Ф. - Олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом. - Волгоград: Учитель, 2007. - 207с.:

Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. - Turbo Pascal для студентов и школьников. - СПб.:БХВ-Петербург, 2007.-352 с.:

Цветков А.С. - Язык программирования PASCAL Система программирования ABC Pascal. Учебное пособие для школьников, Санкт-Петербург, 2015. -46с.

Ускова О.Ф. - Программирование на языке Паскаль Задачник. Изд. Питер. 2002. -336с.

Потопахин В.В. Turbo Pascal. Решение сложных задач. Издательство: «БХВ-Петербург», 2006, - 12с.







2024 © teslales.ru.