Социальные группы. Многообразие социальных групп


Вся история жизни людей - это история их взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы.
Наиболее общим понятием является социальная общность - совокупность людей, объединенных общими условиями существования, регулярно и устойчиво взаимодействующих друг с другом.
В современной социологии выделяется несколько типов общностей.
Прежде всего, номинальные общности - совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для решения поставленной им научной задачи. К примеру, могут быть объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.
Массовые общности - это реально существующие совокупности людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющих устойчивой цели взаимодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава. Одним из видов массовой общности является толпа . Французский социолог Г. Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой - все остальные.
По мнению социолога Г. Лебона, поведение толпы обусловлено определенной инфекцией, провоцирующей коллективные устремления. Люди, зараженные этой инфекцией, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия.
Как защититься от подобной инфекции? Прежде всего, иммунитет к ней имеют люди, обладающие высокой культурой, хорошо информированные о политических событиях.

Помимо толпы, социологи оперируют такими понятиями, как аудитория и социальные круги.
Под аудиторией понимается совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто заснул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фигурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить правило, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель - мерой оратора».
Социальные круги - общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция - обменяться информацией. Например, обсудить изменение курса доллара по отношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образования и прочее. Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.
Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, формировать общественное мнение, являться основой для формирования социальных групп.
Наиболее распространенным в социологии понятием является социальная группа.
Под социальной группой понимается совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы:
устойчивость состава;
продолжительность существования;
определенность состава и границ;
общая система ценностей и норм;
осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом;
добровольный характер объединения (для малых групп);
объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп).
В социологии выделяется ряд оснований для классификации групп. К примеру, по характеру связей группы могут быть формальными и неформальными . По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первичные (семья, компания друзей, единомышленников, одноклассников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей, и группы вторичные , у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллектив, политическая партия).
Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы:
Виды социальных групп

Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.
Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство - принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отноше­ниям.
Особые группы образуют люди с общими интересами. Спортивных болельщиков из разных городов и стран роднит страсть к любимому виду спорта; рыболовов, охотников и грибников - поиск добычи; коллекционеров - стремление приумножить свое собрание; любителей поэзии - переживания по поводу прочитанного; меломанов - впечатления от музыки и так далее. Всех их мы легко обнаружим в толпе прохожих - в одежде болельщиков присутствуют цвета их любимой команды, меломаны ходят с плейерами и полностью поглощены музыкой и т. д. Наконец, учащихся всего мира объединяет стремление к знаниям и получению образования.
В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества - огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса . Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85–90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост - одна из основных задач государственной поли­тики .

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собою упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, социальных слоев, положений и отношений между ними. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе общества.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, беспорядочного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет устойчивость и стабильность общества как целостной системы. Социальная структура характеризует общество не просто как сумму индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а как целостную систему, как такую общность, которая порождает новое, интегральное, системное качество. Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Социальная структура – это анатомия общества, его объективно обусловленная дифференциация, деление на большие и малые социальные общности людей, которые отличаются положением, местом и ролью в системе социальных отношений.

Структура общества отражает определенный способ связи и взаимодействия индивидов.

Основой социальной структуры является социальная общность (группа). Выступая в качестве форм социального взаимодействия, социальные группы и общности представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребностей в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий.

При этом важно иметь в виду, что одни социологи при определении соотношения понятий “социальная общность” и “социальная группа” рассматривают социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие определяют социальную группу как малую социальную общность.

При этом социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Для социальных общностей обычно характерны бесструктурность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава.

Социальная общность (группа) – относительно устойчивая, исторически сформированная совокупность людей, объединенных на основе общих социально значимых признаков.

Виды социальных общностей (групп) :

По естественно-природным признакам: социально-территориальные (жители города и жители села), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т. д.), социально-этнические (род, племя, народность, нации, этнос и т. д.);

По признаку вертикального расслоения общества: социально-классовые (рабочие, служащие, предприниматели, интеллигенция, имущие и неимущие классы, управляющие и управляемые),

По сферам жизнедеятельности общества и общественных отношений: экономические, социально-политические, правовые и духовно-культурные (профессиональные группы).

Характерные черты социальных общностей (групп) :

1. Фиксируют социальные отличия между отдельными группами людей в процессе разделения труда и их результатов (имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, стиля жизни).

2. Формируются социальные общности (группы) из представителей разных групп в зависимости от их положения и роли в общественной жизни, на основе общих социальных интересов.

3. Интересы социальных общностей (групп) являются проявлением интегрированных, общих интересов индивидов, которые принадлежат к этим группам.

4. Социальные общности (группы) традиционно делят на малые социальные группы (характеризуются непосредственным (прямым) контактом, общением между людьми “лицом к лицу”) и большие социальные группы (прямой контакт нарушается и взаимодействие осуществляется через посредников). Становятся необходимыми социальные институты(экономические, политические, культурные).

Институализация - это организационное закрепление структурно-функциональных свойств общественной системы, это определенные средства регулирования жизнедеятельности во всех сферах социальной действительности. Мы говорим об институтах власти, институте семьи, образования, церкви и т. д.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно-значимые функции.

Виды социальных институтов : экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.

Характерные черты социальных институтов :

1. Устойчивая организованная форма деятельности людей (постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений).

2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями и связями с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.

3. Социальные институты упорядочивают поведение людей через четкое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников связей, регламентацию и контроль этих взаимодействий.

4. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией.

Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей членов общества. Предпосылкой оформления социальных институтов является возникновение потребностей, для удовлетворения которых требуются соответствующие условия и совместно организованные действия.

Основные функции социальных институтов:

    Определение, закрепление и воспроизводство связей и отношений.

    Регулятивная функция (упорядочивание взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм, образцов поведения).

    Интегративная функция (процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп).

    Коммуникативная функция (личное взаимодействие и обмен информацией).

    Транслирующая функция (передача социального опыта, который позволяет усваивать соответствующие ценности, нормы, образцы поведения).

По оценкам П. Сорокина, социальные институты осуществляют, прежде всего, социальную циркуляцию членов общества (армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и политические партии, профессиональные организации, организации по созданию материальных ценностей, семья и др.), а также обусловливают механизмы социального тестирования, отбора и распределения людей в различных социальных стратах.

В рамках деятельности экономических институтов социологическая наука акцентирует основное внимание на анализе формирования и реализации социальных потребностей, интересов и целей, особенностях ролевого поведения, оценке эффективности различных социальных механизмов, возникающих в экономической сфере, специфике общественного сознания на различных уровнях экономического развития.

При изучении социологией политических социальных институтов рассматриваются, прежде всего, социальные последствия деятельности различных политических организаций, всей системы политической власти. В частности, исследуются процессы становления и оформления политических потребностей, оценивается социальная эффективность деятельности непосредственных субъектов политической власти, характер взаимоотношения властных институций и рядовых граждан, ведется поиск оптимальных моделей упорядочивания политических конфликтов с использованием потенциала социологической науки и т.д. Возрастает также потребность в использовании социологического инструментария для прогнозирования тенденций развития политических процессов.

Одним из наиболее древних социальных институтов является семья . Социологи устанавливают зависимость структуры, типов семьи, особенностей внутрисемейных отношений от культурно-исторических факторов. Выделяют целый ряд функций, которые осуществляет семья в современном обществе (репродуктивная, хозяйственно-бытовая, воспитательная, коммуникативная и др.). В последнее время социологи вынуждены исследовать причины усиления кризисных факторов в системе семейных отношений.

В рамках отдельного направления “социология религии” осуществляется изучение еще одного значимого, эволюционировавшего на протяжении многих тысячелетий социального института - религии . Социологов интересуют истоки религиозного мировоззрения, причины устойчивости и воспроизводства религии как социального института, функции религии, характер влияния религиозных доктрин на общественную культуру, социально-экономические порядки. Достаточно привести в качестве примера знаменитую работу М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”. В настоящее время перспективный анализ влияния религий получил новое социально-политическое звучание в связи с обоснованием футурологической концепции “войны цивилизаций”. Некоторые социальные аналитики при ее обосновании опираются на идею о том, что современные и будущие конфликты в основном происходят и будут происходить по границам геополитического влияния мировых религий или же различных ветвей в рамках отдельных мировых религий (С. Хантингтон).

Особое место в структуре современного общества занимают социальные институты образования и науки . Здесь социологи должны принимать во внимание постоянное возрастание роли образовательных и научных институтов в жизнедеятельности общества. В системе социологического знания рассматриваются социальные последствия революционных научных открытий, а также тот факт, что в образовательную сферу включается все большее и большее число людей. Социологи фиксируют изменение подходов к оценке роли образования и науки в современном обществе, а следовательно, и всей системы взаимосвязей данных социальных институтов с остальными сферами социальной жизни людей.

Социальные институты тесно связаны с социальными организациями . Социальная организация – это целостная функционально-целевая система с присущей ей социальной структурой, формирующейся на основе разделения труда, специализации функций и иерархизированного взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями, созданная для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества.

Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация складывается из формализованной системы ролей, санкций, институтов, которые установлены правовым путем. Неформальная организация – система социальных ролей, институтов, образцов действий, которые передаются через традиции и обычаи в процессе повседневного взаимодействия.

Здесь также уместно проанализировать идеальный тип бюрократии , предложенный М.Вебером, который считал, что она, в силу своих особенностей, может играть положительную роль для эффективного достижения целей организации. Организация, построенная на рационализированных и узаконенных системах правил и норм, позволяет эффективно решать поставленные перед нею задачи.

В качестве основных черт бюрократии идеального типа он выделял 7 основных : разделение труда, порядок подчиненности, наличие публичного офиса, официальная процедура подготовки должностных лиц, наличие штатных сотрудников, правила работы и лояльность работников к деятельности организации. Все это, по мнению немецкого социолога, позволяет осуществлять качественную координацию деятельности сотрудников. Кроме того, построенная на данных принципах работа организации становится более предсказуемой и результативной.

Оппоненты данной концепции считают, что иерархическая система, лежащая в основании любой бюрократической организации, не может не вступить в противоречие с требованиями выдвижения на лидирующие роли людей по социально значимым критериям, например, уровню профессионального знания и т.п.

Кроме того, в настоящее время динамично изменяющиеся социальные условия актуализируют роль инновационной деятельности организаций. В период, когда прогрессирующее развитие любой социальной организации невозможно без универсализации способностей к разработке и внедрению нововведений, многие привычные атрибуты бюрократической системы оказывают тормозящее влияние на их дальнейшее развитие.

Безусловно, понятие социальная структура включает совокупность разных типов социальных общностей внутри общества и социальные связи всех социальных общностей, которые отличаются широтой распространения их действия, их значением, характеристикой социальной структуры на определенной степени развития.

По определению социологов Питирима Сорокина, Пьера Бурдье, Роберта Парка и других, благосостояние человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обряды, верование, его интересы и установки большей частью связаны с тем местом, которое человек занимает в социальном пространстве. Социальное пространство многомерно. Это означает, что в одних общностях индивид может занимать высокий социальный статус, а в других может занимать значительно низший. Итак, каждый человек в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собою так, что изменение одного социального статуса изменяет другие статусы или позиции.

Американский социолог Питер Блау предложил систему критериев, которые определяют положение индивида в обществе - номинальные критерии: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, местожительство, область деятельности, политическая ориентация, язык и ранговые критерии: образование, заработная плата, богатство (наследство или сбережение), престиж, власть, происхождение, век, административная должность, интеллигентность.

В социологии при определении социальной структуры всегда учитывается тип общества. Определяются и типы общества: бесклассовые, рабовладельческие, феодальные, буржуазные, демократические, социалистические и др., которым присущи стойкие типичные экономические, социальные, политические отношения между людьми, пути развития и социально-экономические преобразования и др. В каждом типе общества, которое формируется исторически, четко выделяются основные, господствующие социальные общности, слои, сословия, которые определяют главное, специфическое содержание общественных и социальных отношений, обусловленных формой собственности на основные средства производства и отличаются характером производственных отношений людей.

Учитываются также производные, вторичные критерии социальных общностей (престиж, уровень образованности, культуры и т.п.). Историческим социальным общностям предшествовали или их сопровождали важные за влиянием на общество объективные процессы, прежде всего, процессы общественного разделения труда.

Общественное разделение труда – распределение в обществе разных социальных функций, которые реализуются определенными социальными общностями, группами людей, и выделение разных сфер жизнедеятельности общества (промышленность, сельское хозяйство, наука, искусство, армия и др.), что, в свою очередь, делятся на меньшие сферы. Общественное разделение труда и разделение труда внутри сфер деятельности тесно связано с профессиональной специализацией разных индивидов, характеризует определенную степень развития производительных сил.

Итак, общественное разделение труда, расслоение и дифференциация людей на разнообразные социальные общности постепенно оказывало содействие возникновению социальных классов. Социальный класс – одно из основных понятий в социологии. Впервые развернутую картину классового общества дал К.Маркс.

Социальные классы , у К.Маркса, эти экономически определенные и генетически конфликтные социальные общности. Основой деления на социальные классы есть наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе – это антагонистические классы, которые с неизбежностью появляются в любом обществе, которые имеют сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных влиять на классовые конфликты.

По Марксу, природа социальных классов определялась рядом предпосылок. Во-первых, каждое общество вырабатывает продукты питания, жилье, одежда и прочие ресурсы. Классовые отличия возникают тогда, если одна из групп общностей населения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляются и не являются необходимыми. Такие ресурсы рассматривались как частная собственность. Из факта владения или не владения выработанной собственностью определяются и классы.

Классовые отношения с необходимостью предусматривают эксплуатацию одного класса вторым, то есть один класс присваивает результат работы второго класса, эксплуатирует и притесняет его. Такие отношения постоянно воссоздают, порождают классовый конфликт, который служит основой социальных изменений, которые происходят в обществе. Есть субъективные и объективные признаки класса (владение ресурсами), но это не обязательно сопровождается осознанием принадлежности к классу или чувством политической близости интересам класса и т.п. Только тогда, когда члены социальной общности осознают свою классовую принадлежность, начинают действовать совместно в интересах своего класса, можно говорить о социальном классе.

Каждый социальный класс – это система поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Каждый социальный класс культивирует свои ценности, модели поведения и идеалы. По культурным элементам и признакам можно практически безошибочно определить принадлежность к социальной общности (классу). В современных условиях большей частью социальная дистанция между представителями разных социальных общностей сократилась. И все же значительные отличия в нормах поведения, идеях и образе жизни у разных социальных общностей остались.

Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего раз­нообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности -профессиональные интересы, общая идеология, этнические при­знаки?

На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с. 279):

Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: ра­совые, этнические группы, территориальные, группы на ос­новании родства, социально-демографические группы и т.п.;

    статусные (и профессиональные) группы, возникшие в ре­ зультате социального разделения труда, институализации социальных связей, т.е. группы, образованные на основа­ нии сходства социального положения, позиций в обще­ стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес­ кие работники, учительство, чиновничество, предприни­ матели и т.д.;

    целевые группы (организации), т.е. группы, организованные для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч­ но-исследовательских, политических, просветительских и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива­ ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма­ лизованной системы взаимных прав и обязательств участ­ ников группы, контроля за выполнением этих обязательств, наличие официальной структуры, разделения функций, статусов и ролей работников организации, наличие лиде­ ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах высокоинституализированы, что повышает надежность получения групповых эффектов.

Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном мно­гообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объе­диняться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изу­чении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.

В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринима­телях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют уча­стники группы - непосредственно или опосредованно.

Так, для некоторых социальных групп характерно наличие не­посредственных личных солидарных взаимодействий, которые, ес­тественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа парт­неров. Соответственно, они называются малыми группами. Нали­чие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимо­действиях -- их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».

Большие группы - это многотысячные группы людей, разбро­санные на обширных пространствах, ввиду чего для них харак­терны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабо­чих, национально-культурная община и др.).

Группы могут быть формальными и неформальными, что особен­но важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные подгруппы (профсо­юзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общ­ности.

МАЛАЯ ГРУППА

Роль малых групп в жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.

Как и всякая социальная группа, малая группа - это посто­янная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объе­динение.

Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на ко­торые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С. Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.

Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей­ ствие, хорошее знакомство партнеров друг с другом.

Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участ­ ников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в опреде­ленной возобновляемой системе непосредственных связей) - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10-15 человек, а оптимальная -- 7- 9 человек.

Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внут­ригрупповых взаимодействий в малой группе:

    они носят персонифицированный характер;

    у участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо «Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы легко соотносит себя с ней;

    в малой группе эффективно может осуществляться груп­- повой контроль (и самоконтроль). Человек постоянно на виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре­- акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до-­ стоверные ожидания относительно возможной реакции каждого партнера;

    структура малой группы, выработанные в ней статусно- ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор­- мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова­- ны, т.е. адекватны конкретному составу участников, их психологическим, нравственным, профессиональным осо- бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы, и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых группах групповые нормы и стандарты поведения в зна­- чительной части формируются методом проб и ошибок,

«подгоняются» под индивидуально-личностные особеннос­ти конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы име­ют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).

Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмос­феры малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочте­ния, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых груп­пах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту по­колений.

Связь «личность - общество» осуществляется преимуществен­но через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Ре­альное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезен­тируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведе­ния ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладыва­ют себе путь через процессы, происходящие в малых группах.

Способность малой группы выступать посредником во взаимо­отношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологи­ческих исследований*.

Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентифика­ция рядовых работников с компанией зависит от степени уваже- ния и общности между доверенными лицами компании и малой группой.

Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отно­шению к товарищам: он не должен подводить своих парней.

Значение малой группы во взаимодействии индивида с макро­процессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание про­цессов интеграции больших социальных групп.

Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-

    См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.

    См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.: Кравченко А.И. Основы социологии. - М., 1997, с. 261-265.

рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумов­ство, интриги и т.д.?

Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).

Первым на наличие первичных малых групп указал американ­ский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отно­шений между людьми, в которых реализуется подлинная челове­ческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодо­вание, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, кото­рые строятся на основе межличностной интеграции**.

Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны. Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выд­вигая в качестве признака первичных отношений наличие непос­редственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интим­ные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректо­ру, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет под­черкнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заиски­вания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «пер­вичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.

Под первичной группой (точнее, группой, основанной на пер­вичных отношениях) принято подразумевать малую группу, ин­тегрированную на основе таких исходных (первичных) призна­ков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональ­ная привязанность, доверительность. Отношения в первичных груп­пах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодей­ствия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.

Вследствие этого первичная группа характеризуется:

Эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;

" См.: Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980, с. 242-243.

    достаточно высоким уровнем признания каждым ее участ­- ником мнения членов группы (родителей, друзей), их глу-­ боким переживанием;

    высоким уровнем признания принятых в группе норм, правил, стиля поведения, моды, вкусов.

В результате первичная группа играет огромную роль в форми­ровании у личности базовых ценностных ориентации, нравствен­ных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соот­ветствующий социальный контроль, который носит хотя и нефор­мальный, но достаточно глубокий характер.

Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе су­ществуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней (ЗИЛ, МГУ и др.), и малой (кафед­ра, отдел, бригада).

Трудности выявления и определения вторичной группы свя­заны с определением вторичных отношений. Вторичные отноше­ния - это отнюдь не синоним формальных отношений (вспом­ним пример про отношения между студентом и ректором, регу­лируемые неписаными нормами, -- это вторичные отношения, но неформальные).

Нам представляется, что разделение групп на первичные и вто­ричные аналогично классификации взаимодействий людей, пред­ложенной Ф. Теннисом: община с ее инстинктивной волей и обще­ство с его рациональной (избирательной) волей. В первичных Труп­пах отношения между людьми индивидуально-адресные, партику-ляристские (к одному из друзей человек может испытывать боль­шую симпатию, чем к другому), а вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, соци­альные контакты здесь носят безличный, односторонний и утили­тарный характер*. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и неформальными (например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с под­чиненными как законом, инструкциями, так и неписаными пра­вилами, принятыми в данном сообществе).

Вторичная группа организуется в основных социальных инсти­тутах (экономических, политических, образования) на базе раз­личных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций и т.д.

* Фролов С.С. Социология, с. 160. 322

Следует сделать два специальных пояснения.

1. Вторичные малые группы, как и все малые группы, харак­- теризуются эмоциональной полнокровностью, осязаемостью, эм­- пирической, практической достоверностью. Но эта эмоционал-ь­ ность вторична, опосредована функциональными.соображения­ ми, нормами. Эмоциональность чаще всего выступает фоном для реализации прагматичных, функционально целесообразных рас­ четов.

Во вторичных группах могут образовываться первичные отно­шения между партнерами, возникать параллельные первичные группы, объединяющие людей по признаку симпатии, совмест­ного проведения свободного времени. Здесь уже иной мир, иная логика отношений.

Анализ вторичных отношений и, соответственно, вторичных групп имеет существенное значение как для социальной науки, так и для социальной практики. В реальности в малой группе тесно переплетены первичные и вторичные (служебно-функцио-нальные) межличностные отношения. Но их необходимо четко разделять: первые ориентированы на «другого», на его индиви­дуально-личностные качества, симпатии, а вторые --на цель, ради которой существует организация. Без подобного разделения первичные отношения могут нанести вред делу (например, дру­жеские отношения между руководителем и одним из работников создают особые возможности для продвижения этого работника по служебной лестнице). Традиция смешивать первичные и вто­ричные отношения, подчинять вторые первым является призна­ком аскриптивно-партикуляристской мотивации, вредит делу и в конечном счете функционированию социальных институтов, в рамках которых возникли данные учреждения, организации. Со­вмещение вторичных (служебно-функциональных) и первичных (эмоционально-аскриптивных) отношений, подчинение первых вторым есть признак неразвитости, незрелости достиженчески-универсалистской мотивации, незрелости социальной организа­ции общественной жизни. В ней еще сильно проявляются «об­щинные» черты.

2. Зачастую особо подчеркивается роль первичных групп в про-­ цессе социализации личности и недооценивается роль вторичных групп. Не принижая роли первичных групп, мы можем утверж-­ дать, что именно вторичные отношения, для которых характерны деиндивидуализированные, служебно-функциональные требова-­ ния и неукоснительный контроль за их выполнением, формиру­- ют трудовую мораль, дисциплинированность, ответственность, многие другие важнейшие черты современного работника, граж­- данина. Учитель в школе, командир в армии, бригадир, коллега

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

И СПЕЦИФИКА ИХ

ИНТЕГРАЦИИ

на работе - все они связаны с нами вторичными (хотя эмоцио­ нально окрашенными) отношениями, и многое определяется тем, какими деловыми и общечеловеческими качествами, какой куль­ турой обладает этот учитель, командир, бригадир и т.д. Говоря об основной роли социальных групп в возникновении общественных макропроцессов и изменений, мы, конечно же, имели в виду большие многотысячные социальные группы, кото­рые во многом являются основными субъектами истории. Хотим обратить внимание на следующее.

1. Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Содержание соци­ально-значимых черт человеческой психики, как справедливо под­черкивает Г.Г. Дилигенский, формируется именно на макросоциаль-ном уровне. Как бы ни была велика роль малых групп и непосред­ственного межличностного общения в процессах формирования лич­ности, сами по себе эти группы не создают исторически конкрет­ных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребнос­тей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не от­дельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Круг интересов, зависимостей, реализуемых в малой груп­пе, настолько узок, что установление норм, стандартов поведения, уникальных для данной малой группы, бессмысленно. Каково при­дется человеку, вовлеченному в десятки малых групп, если в каж­дой из них будут приняты уникальная система норм, ценностей, особый язык? Именно в больших социальных группах (этническая, профессиональная, городская.л др.) человек оказывается в про­странстве, социальные масштабы которого достаточны для суще­ствования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведе­ния, культурного опыта. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения*. Именно большая группа отбирает, се­лекционирует, утверждает как приемлемое, передает от поколения к поколению основные обычаи, традиции, ценности и т.д.

В этом отношении показательна роль этнической общности, прежде всего нации, в формировании, сохранении, развитии и трансляции культуры. Может ли быть свой язык у каждой малой группы как общности? Что делать с традициями, обычаями, нор­мами, если они не носят массового характера, не признаны в других малых группах данной этнической общности?

* См.: Дилигенский Г.Г. Массовое политическое.сознание...//Вопросы психо­логии. - 1991. - № 9.

При этом неверно было бы вообще отрицать наличие специфи­ческих моментов культуры в той или иной малой группе. Компания молодежи придерживается определенного стиля одежды, исполь­зует определенный сленг, но это, как правило, малозначимые ва­риации в рамках молодежи как большой социально-демографичес­кой группы; каждая бригада рабочих может иметь свои особеннос­ти, но они не выходят за рамки единства поведения, культуры ра­бочего класса.

2. Достаточно сложной проблемой является интеграция боль­ших групп.

Зачастую принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоин­тегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне раз­вода отнюдь не представляет собой образчик высокоинтегриро­ванной общности.

С другой стороны, можно привести множество примеров высо­коинтегрированных больших социальных групп, в частности, на­ций, представители которых готовы пожертвовать своими личны­ми интересами во имя своего народа.

Например, рабочий класс России в 1917 г. представлял собой хорошо организованную на территории всей Российской Импе­рии общность, способную выступать как единое целое, а не как масса разрозненных пролетариев.

Как удается объединить в одном порыве огромные массы ни­когда не видевших друг друга людей, разбросанных на огромной территории?

Конечно, интеграция больших общностей подчиняется обще­социологическим тенденциям интеграции групповых общностей: формирование структуры группы, появление эффективного ли­дера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и т.д., превращение совпадающей цели в общегрупповую цель и т.д. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая --по более сложной, многоступенчатой.

Есть два момента, которые, на наш взгляд, отличают интегра­ционные процессы в больших группах от аналогичных процессов в малых группах.

Первый. Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выс­тупить как единое целое. Именно идеология, идеологическая ра­бота во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, само­идентификацию с «Мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту, облегчающему осоз­нание участниками малой группы своей общности, единства.

Разрозненные представители той или иной массы, имея совпа­дающие социально-статусные позиции, воспроизводят некоторые стандарты поведения, этого достаточно, чтобы организовать кон­тактную общность. Но при этом еще отсутствуют единые ясные и точные представления о том, как достичь индивидуальных целей, что главное и второстепенное в жизни, кто является союзником, а кто соперником и т.д. Люди, не имеющие единых ценностей, норм, единых представлений о путях решения проблем, не могут сплотиться в единую боеспособную силу.

Поэтому, чтобы объединить разрозненные многотысячные мас­сы, наделить их способностью выступать как единое целое на огромной территории, необходимо внедрить единые представле­ния о целях, путях развития и т.д. Эту функцию и выполняет идеологическая работа. Без объединяющей идеологии деятельность лидера, партии не может быть эффективной. Более того, в боль­ших группах лидер во многом сам является идеологом, т.е. челове­ком, способным выработать единую программу действий и спло­тить на ее основе многотысячные массы.

Причем идеология должна объяснять не только сложившуюся ситуацию, пути и методы ее преодоления и т.д., но и важность и необходимость объединения, солидарности. Именно эту функцию во многом выполняли лозунги типа «Пролетарии всех стран, объе­диняйтесь!». Солидаристский импульс идеологии, способствую­щий выделению данной группы из общества, может быть связан и с признанием особой роли данной группы, что делает притяга­тельным «Мы» для «Я» (такую роль играли идеи о всемирно-исторической роли пролетариата как гегемона социалистической революции).

Все идеологии, сыгравшие роль эффективного катализатора объединения масс в боеспособную социальную группу, сочетают в себе объяснительно-оценочную, программно-ориентирующую и солидаристски-сплачивающую компоненту. Благодаря единой идеологии, осуществлению разнообразной по форме идеологи­ческой работы разрозненные, разбросанные на огромной террито­рии индивиды со схожими статусно-ролевыми позициями оказы­ваются готовыми к солидарным групповым действиям.

Примерами идеологий больших групп, которые стали символи­ческими, идейными интеграторами разрозненных на огромной тер­ритории масс, являются идеология французской буржуазии в виде учения французских материалистов XVIII в., пролетарская идеоло­гия (марксизм-ленинизм) в России, сионизм, палестинская нацио­нальная идеология и др.

Второй. Существует мнение, что большая группа не может обес­печить хорошего эффективного группового контроля за выпол-

нением всеми ее участниками общегрупповых целей, принятых в группе норм, стандартов поведения, следовательно, и конформ­ного поведение и т.д.

Но опыт успешных, эффективных больших групп свидетель­ствует: такой контроль может быть в той или иной степени дос­тигнут в больших группах в многоступенчатой форме. На обще­групповом уровне в виде идеологии закладываются основные кри­терии, требования к поведению отдельных участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.). В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором обще­национальных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа, класса. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит и от того, насколько внутри нее обеспечивается обще­групповая (общеклассовая, общенациональная и т.д.) направлен­ность малой группы.

Так, жизнеспособность той или иной этнической группы в реша­ющей степени определяется тем, насколько в семье чтут нацио­нальный язык и национальные обычаи, контролируют соблюде­ние национальных традиций, участвуют в работе общины и т.д.

Тем самым малая группа поддерживает и сохраняет жизнеспо­собность большой группы, ее способность выступать как единое целое.

Советско-партийная система функционировала благодаря четкой вертикали, в основании которой находилась жестко контролируе­мая сверху первичная партийная организация. Все процессы, зат­рагивавшие интересы большой группы (КПСС), успешно, своевре­менно и, как правило, на надлежащем уровне решались благодаря тому, что первичные партийные организации активно проводили решения руководящих органов, его идеологов и лидеров, контро­лировали деятельность руководителей на местах, рядовых членов партии, выполнение ими основных идеологических установок.

Приведенные примеры свидетельствуют: организованность, бо­еспособность большой группы зависит помимо того, о чем гово­рилось в предыдущих разделах (институализация, лидерство, ав­торитетность группы, личностная эффективность и т.д.), и от организованности малых групп вокруг целей, идеалов, ценностей и норм больших групп.

Трудно логически строго анализировать солидарные отноше­ния, объединяющие людей в самые разные общности (веселая компания друзей, многотысячная демонстрация, семья и др.). Мы лишь стремились определить общую логику анализа общностей, в которые вовлечен человек с первых лет своей жизни.

Формы социального взаимодействия.

Сотрудничество – форма социального взаимодействия, характеризующаяся обоюдной заинтересованностью, направленностью на достижение возникающей совместной цели, подкрепление взаимодействия такими средствами, как признательность, уважение, поддержка и др.

Соперничество – форма социального взаимодействия, для которой характерны: стремление к подчинению, отстранению соперника, отсутствие общей, совместной цели, зависть, неприязнь, озлобление.

Конфликт – форма социального взаимодействия, возникающая при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.

Социальная структура – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами социальных взаимодействий.

Элементы социальной структуры:

Этническая структура (род, племя, народность, нация)

Демографическая структура (группы по возрасту и полу)

Поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т.д.)

Классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне, средний класс)

Профессионально-образовательная структура.

Социальная структура включает:
социальные общности- реально существующие совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью. Более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а также, более или менее сходными интересами и могущие выступать в качестве самостоятельных субъектов социального действия. социальные группы – устойчивая совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, установок. социальные слои (страты) – большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества. В основе: общественное распределение результатов труда (т.е. социальных благ). социальные институты – устойчивые формы организации взаимоотношений между людьми, которые складываются по поводу удовлетворения жизненно важных социальных потребностей.
Признаки социальной общности: - сходство условий жизнедеятельности - общность потребностей - наличие совместной деятельности - формирование собственной культуры - социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности. Классификации социальных групп. 1. По численности:большие (нация, демографическая общность, профессиональная), малые (семья, бригада, взвод, ученический класс). 2. По характеру взаимодействия: первичные (прямое эмоциональное взаимодействие членов группы), вторичные(функциональные связи). 3. По способу организации и регулирования взаимодействия: формальные (организованные, имеющие официальный статус – семья, студенческая группа, армейская рота), неформальные (неорганизованные, стихийно сложившиеся – влюбленная пара, коллекционеры). 4. По реально существующему признаку:реальные (по доходу, возрасту, полу), номинальные (основанные на косвенном взаимодействии – пассажиры в транспорте, радиослушатели и др.). Различаются: - по уровню и источникам доходов - по уровню образования - по профессиям - по бытовым условиям - по включенности во властные структуры - по отношениям к собственности - по социальному престижу - по самооценке своей позиции в обществе - по качеству жизни. Возникли из необходимости организовать, закрепить, обеспечить стабильность таких взаимоотношений, от которых зависит самодостаточное существование общества (институты семьи, брака, государства, церкви, школы, собственности, рынка и т.д.).
Виды социальных общностей: - классы и социальные слои (страты) - социально-демографические - профессиональные - конфессиональные (религиозные) - этнические и территориальные - сложившиеся в зависимости от интереса индивидов и др. В основании социальных институтов лежат социальные нормы, т.е. выработанные обществом правила или образцы поведения людей в различных социальных обстоятельствах.

Социальная группа — фундамент человеческого общества, и само общество — тоже социальная группа, только самая большая. Численность социальных групп на Земле превышает численность индивидов, т.к. один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак.
Социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.

Человек нуждается в группе и зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном обществе люди жили социальными группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать по различным основаниям.
Социальные группы делят на:

  • номинальные и реальные;
  • большие и малые;
  • формальные и неформальные;
  • первичные и вторичные.
Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.
Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.
Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.
В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.
Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.
Г. Зиммель считал, что размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды. По мере количественного роста группы расширяются допустимые границы идентификации ее членов как таковых, следовательно, возрастает степень индивидуальной свободы. Увеличение численности индивидов в группе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает умственную способность к ассоциации. Так рождается интеллект, способность сознания.
По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы. В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.
Ч. Кули (1864—1929) предложил различать первичные и вторичные социальные группы.
Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Это небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать: «Мы». Для первичных групп характерны эмоциональная близость их членов, длительность существования, непосредственные взаимодействия. Семья, компания друзей — первичные группы. В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух», в них существует не только гармония, но и соперничество, конкуренция, вражда. Первичные группы составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным, и «первичность» их состоит «прежде всего в том, что они играют решающую роль в формировании социальной природы и идеалов индивидуума».
Во вторичных группах отсутствуют непосредственно межличностные отношения, ее члены связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели. Но и внутри вторичных групп люди образуют группы первичные. Например, для школьника класс может быть первичной группой, а коллектив школы — вторичной.
В течение последних двухсот лет социологи отмечают тенденцию к ослаблению роли первичных групп в обществе. Этот процесс выражен в понятиях «массовое общество» и «упадок общины». В современном мире наблюдается господство вторичных групп, но и первичные группы оказались вполне устойчивыми и стали важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни.
Социальные группы выполняют важные для каждого индивида социальные роли.

1. Инструментальная роль группы: группы образуются ради выполнения определенной работы, это рабочие группы, коллективы. В социальной группе возникает «синергетический эффект» — эффект умножения усилий.

2. Экспрессивная роль группы: группы имеют возможности удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Это компании друзей, совместно проводящих досуг. Инструментальные группы часто выполняют и экспрессивные функции, а экспрессивные группы в определенном смысле тоже можно считать инструментальными, так как они создаются с определенной целью — для получения удовольствия от человеческого общения.







2024 © teslales.ru.